03/03/2018

Как уменьшить опасности пакрафтинга?


Автор - Чад Ольк

В завершающей статье серии мы расскажем, как контролировать опасность при помощи техники гребли, быстрой реакции и правильной оценки ситуации, разберем распространенные причины аварий и особенности путешествий по незнакомой реке. (Ссылка на первую и вторую части).

За последнее время пакрафты значительно продвинулись в плане материалов, дизайна и возможностей. Немногим более десятилетия назад пакрафты использовались для пересечения рек и рыбалки на горных озерах. Теперь на них прыгают водопады в Мексике и мочат «пятерки» (а также пересекают плато Путорана – прим. авт.). Но сложные реки в первую очередь требуют знаний и умений. Пакрафт мало что умеет сам по себе – все зависит от «прокладки» между веслом и лодкой.

Гребки

Изучение основ гребли необходимо для захода в суводи, быстрого ухода от препятствий и, собственно, удовольствия от сплава. К сожалению, подробный мануал по гребле за гранью возможностей этой статьи. Посмотрите каякерские обучающие видео на ютубе. Техника гребли байдарочным веслом не зависит от типа лодки.

Быстрая реакция

Сплав по узким извилистым рекам требует от пакрафтера готовности ко всему и быстрой реакции. Нужно уметь анализировать возможные препятствия, чтобы подготовиться к ним заранее. Траверс (пересечение струи) и чалка являются основными навыками, обеспечивающими безопасность сплава. Траверс – это возможность обойти камень\дерево\вал по воде. А чтобы обнести опасное место или просмотреть его, вы должны уметь чалиться в самых неожиданных местах. К этим двум навыкам можно отнести и обратную греблю (греблю назад), которую можно использовать для гашения скорости. Тренируйтесь, думайте, анализируйте и у вас все получится.

Опыт и суждение

Нет четкой отметки для момента, когда опыта становится достаточно или он позволяет адекватно оценивать ситуацию. Лучший способ вынести верной суждение – построить его на фундаменте из знаний, умений, и, конечно же, опыта.

Распространенные причины аварий в пакрафтинге

Не привязали лодку во время перекуса. Пакрафт самостоятельно исследует просторы Берингова моря. Невнимательно прочли описание реки 2 к. с. Лодка перевернулась в «четверочной» бочке. Это называется 2 к.с. с элементами 4 к.с.

Более опытные сплавщики сказали новичкам, что река безопасна. День был жаркий, солнечный, никто не надел шлемы. Один из пакрафтеров наткнулся на камень, перевернулся, ударился головой. Прилетел спасательный вертолет, ветер от лопастей спустил пару камней со склона. Еще один участник сплава получил камнем по голове и три месяца пролежал в коме.



И что же тут общего?

Неопытность – главная причина всех трех аварийных ситуаций. Новички могут не уметь читать воду или осознавать риски, присущие даже «безопасным» рекам. Опыт помогает нам представить последствия заплыва в пороге или необходимость вынимать лодку из воды на ночь. Опыт поможет нам воспользоваться своими гребными навыками для спасения товарища или быстрого выхода на берег, если что-то идет не так. Но даже опыт может дать осечку.

Опыт – это еще не все

Невозможно знать все наперед. Отправляясь не незнакомую вам реку, спросите себя, с какими препятствиями вы уже сталкивались, какую категорию сложности вы пройдете легко и насколько грамотно вы можете оценивать уровень опасности. Спросите себя – уверены ли вы в своем напарнике? Вы уверены, что у ваш напарник верно оценивает свои и ваши силы? Не имеет ли он иллюзий относительно целей мероприятия? Опыт и навыки не равно адекватность. Некоторые крутые каякеры не умеют организовывать спасработы, поэтому не стесняйтесь обнести порог, если чувствуете себя неуверенно. Тот забитый с ног до головы загорелый каякер, который позвал вас замочить пятерку может оказаться беспомощен, когда вас заварит в бочке и постучит головой о пару камней.

Опытный каякер может интуитивно верно реагировать на ситуацию, но при этом не уметь ее предсказывать. Развейте в себе здоровую подозрительность к описаниям и лоциям и будьте готовы к сюрпризам. Даже если вы находитесь в компании более опытных товарищей, говорите вслух, если заметили опасность.

Как управлять уровнем опасности на незнакомой реке?

В 2002 году Дональд Рамсфельд произнес речь о возможном присутствии химического оружия в Ираке. Рамсфельд говорил об известных известных, известных неизвестных и неизвестных неизвестных. Несмотря на то, что химическое оружие так и не нашли, его идею можно экстраполировать на оценку любых рисков. Для пакрафтеров это особенно полезно, так как одна из сфер применения пакрафта – это исследование малоизвестных рек.



Для примера, давайте рассмотрим известные известные реки Сэнкчуари в национальном парке Денали. Мы знаем, что река около 30 км длиной, при обычном уровне воды имеет первую-вторую категорию и описания ее препятствий достаточно точны. Вам также известно, что сейчас июль, вы на Аляске, а вчера вы съели хот-дог с олениной. Известные неизвестные, или же опасности, которые вы можете предположить и приготовиться: завалы, повышение уровня воды, в сосиске в хотдоге не было мяса.

Неизвестные неизвестные, или опасности, вероятность которых непредсказуема – гризли пожевал ваш пакрафт, приняв его за большую ягоду, ваш напарник получил тепловой удар, у вас аллергия на оленину.

Вот примерный список возможных опасностей реки Сэнкчуари. Допустим, вы были на ней несколько раз и знаете ее. Но этой весной паводок промыл новое русло и вместо ковыряния в носу, вы несетесь через лес с торчащими ветками и завалами. К такому нельзя было подготовиться, но можно избежать, будучи внимательным. Мораль – управление уровнем опасности это готовность к известным и умение быстро реагировать на неизвестные. Это также и умение гибко использовать правила техники безопастности – например, если просматривать каждый изгиб реки, то вечером вы устанете и можете оказаться в месте, где нет стоянок, а впереди – неизвестный каньон.

Заключение

Риск это то, что никогда нельзя полностью исключить, только снизить его вероятность. Если мы предельно сфокусируемся на безопасности, то нашими действиями будет руководить страх. Если игнорировать опасность и здравый смысл, то можно получить серьезные травмы или оставить лодку под завалом. В современном мире мы привыкли избегать риска, само это слово воспринимается негативно. Но отправляясь в поход, мы ищем именно его. И наша задача не отказаться от риска, а выбрать такой уровень опасности, который мы можем контролировать.

Это может быть горная река, или болотный ручей, перегороженный бобровыми запрудами, но суть одна. Знание предстоящих опасностей, правильное снаряжение и ваши навыки являются определяющими факторами при выборе маршрута.



Эта статья была последней в серии. Автор статьи, Чад Ольк два сезона работал гидом на рафтах, поэтому он знает толк в безопасности. Теперь он работает рейнджером в Службе национальных парков на Аляске. Родным буковым рощам северной Калифорнии он давно предпочитает болота и кусты Аляски. Помимо пакрафтинга, он занимается каякингом, нахлыстом и ремонтом своей Тойоты 91-го года.

Комментарии: