03/03/2018

Осознание риска и управление опасностью


Во второй статье цикла мы рассмотрим, как смягчить опасности в путешествии по бурной воде. Мы поговорим о чтении воды, анализе течений, того, как перепад высот, изгибы и сужения русла влияют на поток. Мы разберемся в различных водных образованиях – суводях, валах, бочках и том, как их использовать при прохождении порога. Также уделим внимание таким опасностям, как деревья и паводки. (Cсылка на первую часть)

Автор – Чад Ольк



В основе управления безопасностью в пакрафтинге – понимание опасностей бурной воды. Невозможно избежать опасностей на реке, если не знаешь, как их опознать и как они формируются. Для этого нужно знать основы гидрологии и чтения воды.

Как мы говорили в первой части, наличие необходимого снаряжения – это вторая составляющая безопасности на воде. Правильное снаряжение сохранит вас в тепле в холодной воде, или позволит спасти товарища, выпавшего из лодки. И в третьих - необходимо владеть навыками гребли, такими как заход в суводь, траверс струи, чтобы иметь возможность отдыхать и обходить сложные места на реке.

Основное назначение техники безопасности - правильная оценка возможностей пройти реку и конкретное препятствие. Оценка состоит из многих составляющих – наших знаний, навыков и опыта. Нельзя оценивать сложность препятствий, не проходя их и не имея соответствующих навыков. Также сложно оценивать последствия возможных ошибок, если вы никогда их не совершали. Умение просчитывать ситуацию наперед поможет принимать вам самостоятельные решения, выбирать приемлемый уровень риска и осознавать возможные последствия наших действий.

Основы чтения воды

Как правило, вода скучна. Ей бы течь по прямой, вниз и заполнять ямы. Если бы вода всегда вела себя так, то ее чтение было бы похоже на чтение словаря. Веселье начинается, когда на пути воды оказывается какой-нибудь объект. Эти камни, ямы, перепады высоты и создают основные водные образования. Чтение воды – это умение опознать эти места и выбрать лучший способ прохождения видимого участка.

Анализ водного потока и его воздействия

Перед тем, как отправиться на бурную реку, мы должны иметь представление о ее расходе. Расход – это объем воды, который река перемещает за определенный момент времени. В метрической системе это кубометры в секунду. Один кубометр – это тонна. Даже пара десятков литров воды, вылитые из ведра на человека, оказываются серьезной нагрузкой. А теперь умножьте объем на 50 и вы получите представление о силе даже очень маленьких порогов.

С увеличением расхода, возрастает и сила потока, так как он ускоряется. Вам придется сильнее грести и быстрее реагировать. Последствия заплыва отдельно от лодки могут стать серьезнее – поток может ударить вас о камень или не дать выйти из суводи. К силе потока стоит относиться с уважением.

С пакрафтами мы можем проходить реки, на которые сложно забросить традиционное снаряжение, типа пластиковых каяков. Ввиду невысокой посещаемости, информации по таким рекам немного, поэтому условия могут быть весьма непредсказуемыми. Внезапно налетевший ливень может в одночасье увеличить расход реки. Поэтому, отправляясь грести в безлюдные места, собирайте как можно больше информации о климатических условиях. Находясь на реке, уровень и характер воды можно оценивать различными способами – по цвету воды (мутная, глинистая вода свидетельствует о паводке), количеству осадков, количеству снега в округе (в случае резкого потепления возможен мощный паводок).

Сильный паводок меняет реку до неузнаваемости – поток выходит из берегов, вода несется сплошным потоком без суводей и противотоков. Поэтому единственное, что можно посоветовать в этом случае – не сплавляйтесь по рекам в паводок.

Популярные реки с большим потоком коммерческих групп, напротив, прекрасно изучены. Известен расход воды, характер порогов в тот или иной уровень воды. В отдельных случаях об уровне воды можно справляться онлайн – связавшись с какой-нибудь базой рафтинга.

Основные водные образования – суводи, валы и бочки

Когда в потоке есть камень или дерево, то за ним образуется как бы пустое пространство – вода там течет медленнее основного потока, или вообще течет в обратную сторону. Это и есть суводь (или улово, это из области батонов и булок). Распознать суводи можно по выраженной разнице направлений, скорости и характера течений. Это место называется сбойка. Навык распознавания суводей незаменим. В суводи можно отдохнуть, подняться вверх по течению или вылезти на сушу, будь то камень или берег. Если вы идете по незнакомой реке, то стоит как можно чаще заходить в суводи, чтобы просматривать порог впереди. (Просмотр порога с воды не отменяет осмотра с берега. Также суводи можно использовать для взаимной страховки с воды – прим. перев.).



Когда поток перехлестывает препятствие, то формируется вал (стоячая волна) или обливной камень (если уровень воды недостаточно высок для формирования вала). Лучший способ распознать обливные камни – это смотреть на линию «горизонта», образуемого водой, так как при небольшой скорости течения пены или валов может не быть.

Если поток достаточно силен, а камень высок, то за ним образуется бочка – вода на большой скорости падает вниз, образуя противоток, который может задерживать легкие объекты, вроде лодок.

Белой водой называется очень быстрый и мощный поток, в котором зачастую сложно выделить конкретное препятствие, так как он постоянно меняется. Вода в таком потоке насыщена мелкими пузырьками воздуха и на поверхности может быть покрыта пеной, от того и названа «белой».

Как изгибы русла, уклоны и сужения влияют на поток

Структура русла реки может заметно влиять на скорость потока. Изгибы заставляют одну часть воды течь быстрее, а другую – медленнее. Так, вода сильнее бьет в вогнутый берег, образуя прижим – волну, образованную отражением от берега части воды. Во внутренней части поворота вода будет течь медленнее, образуя улова, наносы грунта и мели. В общем, если вы уверены в своих силах, то выбирайте более глубокий и мощный поток. Но если не уверены, или не знаете, что за поворотом, то лучше пройти порог по медленной струе.

Уклон реки тоже влияет влияет на поток. Уклон измеряется в метрах на километр. Чем сильнее уклон, тем более сильным будет поток. Как правило, уклон можно оценить по карте и сделать некие выводы о сложности, частоте и характере порогов. Уклон можно подсчитывать как для реки в целом, так и для отдельных участков.

Каждый, кто когда либо перекрывал большим пальцем кран или шланг, может представить, насколько сужение русла может ускорить и усилить поток. Если вы видите впереди сужающиеся стены каньона и слышите шум битвы орков Сарумана с роханской конницей, то лучше подумать об осмотре.



Конечно, на течение влияют не только видимые объекты, но и те, что находятся под водой. Но так как мы по большей части находимся над водой, то для нас важны те несколько десятков см воды, поведение которых можно оценить с поверхности.

Чтение порогов или 50 оттенков белого

Появление порогов вызвано тремя основными факторами – перепад высоты, сужение русла, объекты в русле. В сочетании с расходом воды в реке, порог можно расценивать, как сумму расхода, уклона, сужения русла, препятствий. Характеристики каждого из этих параметров влияют на характер порога и на саму возможность его возникновения.

Вода перестает быть скучной, когда сумма этих параметров дает мощные валы, кипящие котлы и другие веселые штуки, которые не описать в одном посте. Мы здесь не будем разбирать прохождение порогов, а сфокусируемся на главном – в порогах поток становится мощнее, а последствия заплыва (передвижение вплавь, отдельно от лодки, обычно в результате переворота – прим.перев.).

Пороги имеют классификацию от 1 до 6. Оценка сложности состоит из многих составляющих. Но главное – это его опасность. То, насколько легко травмироваться сидя в лодке, или проходя его вплавь. На первой категории сложности самой большой из опасностей может оказаться окунь-людоед, а на «пятерке» вам придется маневрировать в бурлящем потоке между огромными камнями по сложной траектории. Но границы между смежными категориями довольно размыты. Поэтому помимо информации из отчетов, доверяйте своим глазам. Если вам страшно, то, скорее всего, вы не понимаете, что происходит в пороге. Отсюда мораль – не сплавляетесь по порогу, который страшно проходить самосплавом.

Опасности, которых однозначно стоит избегать: паводки и деревья

Большую опасность на реке представляют возможные застревания ног, запутывание в сетях и веревках, завалы из деревьев и других объектов. Увеличение силы потока экспоненциально увеличивает опасность таких случаев. Не допускайте наличия свисающих веревок на вашей лодке и по возможности, не стойте в реке в сильном потоке – обносить и просматривать лучше по берегу. Завалы опасны тем, что поток несет вас под дерево. Выбраться из-под завала очень сложно. По возможности, обходите (обычно такая возможность есть под самым берегом) или обносите его. Если попадание в завал неизбежно, то спасайте свою жизнь! Ваша задача – выйти на верх завала. Лодку можно достать из-под дерева через несколько минут при помощи веревок. Вы же за это время станете трупом.

Понимание опасности завалов очень важно для пакрафтеров. Для нас это самая серьезная опасность, так как мы ходим в основном по небольшим рекам (в реках с большим расходом деревья, как правило, смывает весной). Образование завалов трудно предсказать. Елка, лежащая поперек несложной шиверы будет гораздо опаснее большинства порогов третьей категории. Поэтому завалов стоит избегать. Если предполагаете завал – просматривайте с берега. Если не уверены, что можете пройти его – обносите.

Итак, резюмируя вышесказанное, любая река может быть опасна, пока не доказано обратное. Из-за завалов, возможных паводков и других непредсказуемых условий, никогда не считайте даже первую категория простой и безопасной, пока вы не увидели все своими глазами. Мораль – всегда разведывайте незнакомые реки.

В следующей части мы расскажем, как контролировать опасность при помощи техники гребли, быстрой реакции и правильной оценки ситуации, разберем распространенные причины аварий и особенности путешествий по незнакомой реке.

Чад Ольк два сезона работал гидов на рафтах, поэтому он знает толк в безопасности. Теперь он работает рейнджером в Службе национальных парков на Аляске. Родным буковым рощам северной Калифорнии он давно предпочитает болота и кусты Аляски. Помимо пакрафтинга, он занимается каякингом, нахлыстом и ремонтом своей Тойоты 91-го года.

Комментарии: